Сначала подумайте, узнаете ли вы себя в этих нескольких «если»:
- Если в компании активно идут операционные процессы, но нет роста;
- Если компания испытывает импульсные толчки к развитию, но не успевает обрабатывать клиентов, теряет деньги, поэтому нет роста;
- Если обороты компании растут, но непонятно, где же прибыль, и сколько можно пустить на развитие (большие проблемы с учетом), поэтому нет роста;
- Если в компании все занимаются «всем», дублируются ответственность и полномочия, то в такой «заорганизованной» компании не будет роста;
- Если в компании не слышали о CRM или когда-то её приобрели и «временно» забросили на «антресоли времени», то ни сегодня, ни в будущем в такой компании не может быть роста.
В такой компании никогда и не будет роста.
Ей нужен бизнес архитектор. И, хотя смысл этого термина многолик, здесь поговорим именно в этом, достаточно прикладном аспекте.
Это эксперт, который видит, понимает бизнес проблемы изнутри, сам через них прошел и потому знает, как их решать. И умеет взглянуть на них сверху, работать с аналитикой, настроить системные процессы продаж, которые можно масштабировать. В идеале — это собственник своего дела «бизнес архитектуры» со своей командой реформаторов. Ведь «разогнать бизнес модель» на бумаге могут даже выпускники МBА. Бизнес архитекторов нигде не готовят. Пока. Поэтому спрос на них сегодня довольно острый даже в России.
Всем ли компаниям нужен бизнес архитектор?
Только амбициозным, желающим расти и развиваться. И где выявлены вышеперечисленные проблемы. И таких 80%. Остальные 20% находятся на нисходящей траектории своего существования. И это их естественный этап эволюции. Им «уже не надо». Или они по старинке пытаются не спеша «перемешивать» проблемы самостоятельно.
А может директор/глава/президент компании быть бизнес архитектором?
Не может. Руководитель компании занимается стратегией. А решение тактических и операционных задач он поручил топ менеджерам, руководителям направлений и искренне верит, что они справляются. Ведь они солидно зарабатывают, а некоторые даже владеют долей. Тем самым, он неосознанно закрыл себе возможность быть «всевидящим оком».
У бизнес архитектора нет этих шор лояльности, он умеет взглянуть на айсберг проблем сверху и сквозь толщу воды (операционных процессов) разглядеть реальный (подводный) объем проблем.
Не корректен и часто встречающийся лозунг: «Разработаем стратегию для развития вашего бизнеса!» Это, конечно, нарушение деловой, личностной этики по отношению к собственнику бизнеса. Бизнес архитектор с командой может только внести предложение скорректировать бизнес стратегию, но только после первых результатов реформ, когда наглядно и в цифрах докажет, насколько это эффективнее. Но мировоззрение со временем надо менять!
Есть несколько условий для успешного построения системного отдела продаж.
- На предприятии внедряется одна из систем учета клиентов и продаж (CRM) и бизнес аналитики Roistat (обратная связь для отбора наиболее эффективных операционных и тактических действий).
- На время реформ реальным лидером компании становится руководитель десанта — бизнес архитектор, для чего ему передаются все полномочия. Все, кроме изменения стратегии. Не только управление операционными процессами, но и непопулярные полномочия, вплоть до временного отстранения некоторых сотрудников. Лидеру-реформатору виднее, только он способен не только увидеть источник проблемы, кто подтачивает бизнес изнутри, ежедневно убивая упущенную прибыль, но и оставить эффективных, нанять новых сотрудников, способных превращать посетителей в клиентов, формировать системную прибыль.
- Бизнес архитектор приходит со своей командой управленцев, по возможности привлекает штатный персонал, а по окончании реформы рекомендует, кого можно оставить.
В результате вскрываются и устраняются неэффективные активы и направления: сотрудники, рекламные каналы, услуги и продукты. Остаются только способные формировать системную прибыль.
Так работают в консалтинговой компании «Бизнес Архитектор». Это одна из первых и пока немногих отечественных компаний, взявших на вооружение идеи Enterprise Architect в трактовке построения системных отделов продаж на основе CRM и сквозной бизнес аналитики Roistat . А её руководитель — Михаил Командышко: бизнес архитектор, основатель и главный эксперт. Сотрудники компании — яркие, активные личности, много путешествуют, часто выезжают на зарубежные симпозиумы для обмена опытом, ведут здоровый образ жизни.
В активе команды Михаила Командышко успешная работа с более чем 250 компаниями малого и среднего бизнеса с оборотом от 2 млн. в месяц. В основном это b2b строительные, монтажные, оптовые компании и b2c товары и услуги для населения с большими чеками. Эффективно работают с компаниями разного уровня. Только набор инструментов меняется.
Компания помогает бизнесу стать более эффективным, системным и технологичным, а за счет этого получать больше прибыли и производить более качественные товары и услуги.