Сегодня предлагаю затронуть очень щекотливую и, как правило, неприятную тему — увольнение. Многие владельцы бизнеса наверняка припомнят пару-тройку случаев, когда с сотрудником приходилось расставаться по той или иной причине. Далеко не всегда этот процесс проходит мирно и гладко. Давайте разбираться. Что позволит провести его цивилизованно, без шума и бумажной волокиты?
Как уволить сотрудника, минимизируя риски моральных и финансовых потерь с обеих сторон.
Мы с моей командой помогаем владельцам предприятий в структурировании бизнес-процессов, оптимизации работы отдела продаж, создании и реализации маркетинговых стратегий. Настраивая функции операционного управления, нам приходится сталкиваться с вопросом реструктуризации кадров. В одних случаях это может быть набор персонала в отдел с нуля, в других — увольнение сотрудников по причине их несоответствия занимаемой должности.
Формулировка «Несоответствие занимаемой должности» имеет обобщённый формат. Она может означать как нехватку профессиональных навыков, когда человек просто не в состоянии справляться со своими обязанностями ввиду отсутствия профильных знаний и опыта, так и низкий уровень корпоративной культуры, подразумевающий, что сотрудник негативно влияет на коллектив, саботирует работу или нечист на руку.
Задумываясь об увольнении по любой из причин, всегда придерживайтесь следующих принципов:
- Не затягивайте данный процесс. Не забывайте, что вам придётся ещё подобрать квалифицированного сотрудника на открывшуюся вакансию. Пройти с ним адаптационный период и добиться желаемой отдачи в работе.
- Не сообщайте человеку об увольнении по телефону, через почту, мессенджер или третьи лица. Это проявление откровенного неуважения к нему. Увольнять надо лично, сохраняя своё лицо и имидж компании.
- Расставаться с сотрудником следует на спокойной дружеской ноте. Не аккумулируйте конфликт и не переходите на личности, даже если его проступок задел вас за живое, а поведение выходит за рамки этических норм. Всегда оставайтесь предельно корректным и вежливым.
- Если работник не смог раскрыть свой потенциал в вашей компании, но с точки зрения корпоративной этики к нему нет претензий, оставляйте положительные рекомендации. Возможно он ещё не нашёл свою профессиональную нишу и увольнение станет для него — новой возможностью к самореализации.
- К вопросу выплат компенсаций работнику при увольнении подходите с точки зрения законодательной базы. Согласуйте решение с юридическим и финансовым отделом. Не давайте спонтанных обещаний.
Чтобы разговор об увольнении сотрудник воспринял максимально адекватно и конструктивно, подготовиться к нему необходимо заранее.
Если, он вам импонирует как человек, и вы планируете дать шанс на исправление, то:
- чётко обозначьте временные рамки (неделя, две, месяц, завершение и сдача проекта и т.д.), по истечении которых примете окончательное решение;
- перечислите условия, при которых он сможет рассчитывать на сохранение должности.
Если в завершении оговоренного заранее испытательного срока чудо не произошло, переходите к реализации плана «А» — увольняйте с чистой совестью. Вы сделали всё, что могли.
Увольнение конфликтного сотрудника требует особого подхода и планирования нескольких вариантов развития событий. Обязательно подготовьте документы, подтверждающие факты нарушения им трудовой дисциплины и невыполнения должностных инструкций. Говорите с ним спокойным, ровным голосом, давая понять, что правда и закон на вашей стороне.
Не бойтесь и не стесняйтесь увольнять, в особенности, когда для этого имеются веские основания. Помните, что даже из самых непростых ситуаций можно найти выход. С любым человеком можно договориться и решить вопрос миром.
Надеюсь, видео оказалось для вас полезным. Делитесь своими мнениями в комментариях и подписывайтесь на новые статьи в форме справа, чтобы не пропустить рассмотрение новых интересных бизнес-тем.